Корпоративная культура

Корпоративная культура

В настоящее время большинство руководителей предприятий старются сделать все возможное, чтобы их работники разделяли ценности и нормы компании, его миссию и стратегию развития, были нацелены на общий результат и делали все возможное для его достижения. Это так называемая «корпоративная культура», которую хотят внедрить везде и повсюду, потому что начитались «умных» книг по американскому и японскому менеджменту, и хотят добится сплоченности коллектива компании.

Понятное стремление. Есть одно НО – времена, когда работники напрягались что есть мочи для получения какого-нибудь вымпела – канули в лету, теперь каждый сам за себя и никакой корпоративной культуры нет. Встречаются лишь имитации такой культуры: дресс-код (тоже умный термин, означающий униформу), гимны (!) фирмы и, конечно же, корпоративы (пьянки). На самом деле отношения сотрудников выглядят примерно так. Представьте, что вы сели (в наше время все чаще – стали) в автобус. Кругом полно народу, у каждого свои мысли, заботы, дела: кто-то слушает музыку, кто-то беспрерывно разговаривает по телефону, кто-то с кем-то ругается и т.д.. Никому нет до вас дела, да и у вас полное глубокое равнодушие и безразличие к происходящему в автобусе во время движения к нужной вам остановке. Единственное интересное во время езды в автобусе – это только смотреть в окно: видеть как быстро и безвозвратно проносится жизнь. Внимание пассажиров вы привлекаете лишь тогда, когда сидите, а какая-нибудь старушенция стоит рядом и назойливо смотрит: когда же вы уступите ей место (типа за выслугу лет). Ей ведь тоже хочется ехать с комфортом, правда непонятно куда в 7 часов утра надо пенсионерам и инвалидам, но это – их личная проблема. Есть в автобусе и места для льготных категорий граждан, т.е. работников, которые греют свои места «по блату». Вы же – обращаетесь к пассажирам лишь по делу, например, передать деньги за проезд (своего рода это те же налоги и сборы, которые у вас изымают из вашей же зарплаты), а в дальнейшем вам пользы оттого, что такая толпа находится рядом с вами в один и тот же момент времени – абсолютно никакой. Вот. Такая же картина и на работе. Все чем-то своим заняты: кто делом, а кто бездельем или личными проблемами. Вы просто миритесь с тем, что есть еще и коллеги, присутствие которых надо терпеть. Подчиняетесь исключительно начальству (это как водитель в автобусе) и, в случае необходимости, для выполнения поставленных перед вами задач, пытаетесь напрячь коллег, которым, опять-таки, ваши просьбы или указания безразличны.

Таким образом, автобус под названием КОРПОРАЦИЯ куда-то едет, где-то останавливается, кто-то заходит и выходит, кто-то сидит, а кто-то бежит за автобусом. И никакой «корпоративной культурой» здесь не пахнет. А что касается эффективности отношений персонала предприятия между собой, т.н. «внутренние коммуникации», то ее попросту нет из-за безразличия и т.д. (см. выше). Надеюсь, общий смысл понятен: надо занять удобное место в автобусе, спокойно ехать, никого ни трогать, потихоньку занимаясь делами или созданием их видимости. В конце концов, куда-нибудь приедете вместе с остальными пассажирами предприятия, если, конечно, какие-нибудь террористы-рейдеры, не захватят ваш автобус. В наше время автобусы-предприятия ездят полупустые, так как водители решили группами выталкивать пассажиров из салона на улицу, а те, в свою очередь, вынуждены ходить пешком… Вот такая в отечественных предприятиях сплоченность сотрудников и взаимопонимание с руководством. Это в очередной раз свидетельствует о том, что навязанные иностранные модели организации взаимоотношений работников компании нашей стране (как и многим постсоветским) – чужды и не работают: надо что-то свое разрабатывать, более адекватное. Примером одной из наиболее эффективных, с точки зрения мотивации, моделей взаимоотношений с работниками является использование услуг фрилансеров. Таких себе удаленных пешеходов, которые сидят дома, получают задания и делают их в удобное для них время. Нет никаких пассажиров рядом, водителей: только задания. За такими отношениями работодателя и работника – будущее предприятий многих сфер деятельности. Не надо создавать псевдокорпоративную культуру, контролировать стадо пассажиров и т.д. Необходимо лишь четко ставить задачи, чтобы своевременно их исполняли работники с соответствующей мотивацией. И все будут счастливы.